postheadericon Проект Чистюли

«Со здоровьем не шути – руки в чистоте держи»

Проект «Чистюли»

 

Продолжительность проекта: Краткосрочный

Тип проекта: Познавательно – игровой.

Участники проекта: дети: возраст 1,5-2 года, воспитатели, родители.

 

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.

Задачи: 1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Во время еды учить детей правильно держать ложку. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь(растегивать пуговицы впереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность, и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Актуальность проекта: Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.

Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни – стремление к самостоятельности.

 

Задачи для детей:

– Формировать у детей элементарных представлений о правилах личной гигиены.

– Формировать правила поведения за столом.

– Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

 

Задачи проекта для педагога:

– Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно – демонстрационный материал.

– Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.

 

Задачи проекта для родителей:

– Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях;

– развитие  и привитие культурно – гигиенических навыков.

 

 

Ожидаемые результаты по проекту:

 

– Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.

– Узнавать, называть средства личной гигиены.

 

                        Этапы  проекта «Чистюли»

1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный

– Составление паспорта проекта

– работа и подбор методической литературы

– Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

– Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

 

 

2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)

– Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;

– Беседы с детьми на тему культурно –  гигиенические навыки;

– Чтение художественной литературы детям;

– игровые ситуации…

 – подвижные игры

 – использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)

 

3 –ий этап – Заключительный

– Презентация проекта.

– Постановка новых задач.

 

Работа с родителями

– Проведение консультаций с родителями. 

 

 

 

 

 

Выполнение проекта:

 

               – Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; – рассматривание                                                                 сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание  быть опрятным.

               – Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»;   учить проговаривать строки стихотворения.

 

              – Дидактическая игра «Помоем руки кукле Кате»; – формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.

 

         

              – Беседа  «Как вести себя за столом»; – формирование умения аккуратно кушать.

              – Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; – учить детей внимательно слушать.

                                                                                       

 

 

 

                      – Дидактическая игра  "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

     

             – Разучивание потешки «Водичка, водичка»;учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.

                       – Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.

 

 

                        – Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.

 

                        – Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

 

 

                       – Подвижная игра «Зайка серый умывается»; учить детей повторять движения за воспитателем, закреплять навыки умывания.

 

 

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.

 

 

 

Планирование по образовательным областям

 

 

1

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин; Игра – занятие «Купание куклы Кати».

 

2

Коммуникация

Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения.

 

3

Чтение художественной литературы

К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».

 

4

Социализация

Дидактические игры " Делаем причёску", " «Помоем руки феи Чистоты», " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол", " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка – водичка", «Вымоем куклу в ванне»

 

5

Труд

Самообслуживание.

 

6

Безопасность

Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"

7

 

Музыка

Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков, Музыкальная игра «Где же наши ручки»

 

8

Физическая культура

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

9

 

Здоровье

Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков

 

10

Свободная деятельность

Игры и эксперименты с водой. Пальчиковая гимнастика.

 

Выполнение проекта:

Понедельник.

                        – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

                        – Знакомство детей с игровым персонажем «Фея чистоты»

               – Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; – рассматривание                                                                 сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание  быть опрятным.

               – Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»;   учить проговаривать строки стихотворения.

                                                                                       (Приложение №18) 

              – Дидактическая игра «Помоем руки феи Чистоты»; – формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.

                                                                                     (Приложение №2)

Вторник.

                      – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

 

              – Беседа  «Как вести себя за столом»; – формирование умения аккуратно кушать.

              – Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; – учить детей внимательно слушать.

               – Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.

(Приложение №3)

 

Среда.

                     – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение 1)

             – Рассматривание принадлежностей личной гигиены; – учить находить предметы по просьбе воспитателя.

(Приложение №4)

             – Чтение стихотворений, про средства гигиены; –  учить детей внимательно слушать, называть средства личной гигиены.

                      – Дидактическая игра  "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

(Приложение №5)

Четверг.

                      – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

                        – Беседа «Для чего нужны предметы»; –  учить детей узнавать и называть предметы личной гигиены.

                       –  Музыкальная игра «Где же наши ручки»; – создание эмоционального настроения.

(приложение №6)

             – Разучивание потешки «Водичка, водичка»;учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.

(Приложение №7)

Пятница.

                      – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

             – Игра – занятие «Купание куклы Кати»; формирование культурно – гигиенических навыков.

(приложение №8)

                       – Подвижная игра «Зайка серый умывается»; учить детей повторять движения за воспитателем.

(Приложение №9)

 

Понедельник.

                      – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

 

                        – Рассматривание картины " Мама купает Катю"; учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей

 

                        – Дидактическая игра " Делаем причёску"; учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

(Приложение №10)

 

Вторник.

                        – Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"

(Приложение №1)

                       – Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.

                        – Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.

 

Среда.

                       – Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "

(Приложение №1)

                       – Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"; учить, внимательно слушать, повторять слова за воспитателем.

                        – Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

(Приложение №11)

Четверг.

                       – Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "

(Приложение №1)

                         – Чтение стихов о культуре гигиенических навыков; учить, внимательно слушать.

                         –Дидактическая игра. «Вымоем куклу в ванне»

Цель: Учить называть предметы личной гигиены (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая)

(Приложение №12)

Пятница.

                          – Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "

(Приложение №1)

                          – Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки. Закрепление.

(Приложение №3)

                          –ИграРазвлечение " Приключение мыльного пузыря"; доставить радость детям. 

(Приложение №13)

       

                            – Оформление  фотостенда " Будем чистыми и опрятными"      

(Приложение №14)

 

3 –ий этап – Заключительный

– Оформление выставки газеты «Будем чистыми и опрятными»

– Игра – занятие «Купание куклы Кати».

– Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

– Представление проекта педагогам МДОУ №20.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.

 

Список литературы:

 

  1. Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010-304с.
  2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
  6. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
ЖеваниеPrikolizmy.ru: Видео приколы - Lizzz-TV Профиль