Проект Чистюли
«Со здоровьем не шути – руки в чистоте держи»
Проект «Чистюли»
Продолжительность проекта: Краткосрочный
Тип проекта: Познавательно – игровой.
Участники проекта: дети: возраст 1,5-2 года, воспитатели, родители.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.
Задачи: 1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
4. Во время еды учить детей правильно держать ложку. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь(растегивать пуговицы впереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.
Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность, и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Актуальность проекта: Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.
Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни – стремление к самостоятельности.
Задачи для детей:
– Формировать у детей элементарных представлений о правилах личной гигиены.
– Формировать правила поведения за столом.
– Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Задачи проекта для педагога:
– Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно – демонстрационный материал.
– Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.
Задачи проекта для родителей:
– Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях;
– развитие и привитие культурно – гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты по проекту:
– Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.
– Узнавать, называть средства личной гигиены.
Этапы проекта «Чистюли»
1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный
– Составление паспорта проекта
– работа и подбор методической литературы
– Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
– Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)
– Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
– Беседы с детьми на тему культурно – гигиенические навыки;
– Чтение художественной литературы детям;
– игровые ситуации…
– подвижные игры
– использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)
3 –ий этап – Заключительный
– Презентация проекта.
– Постановка новых задач.
Работа с родителями
– Проведение консультаций с родителями.
Выполнение проекта:
– Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; – рассматривание сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным.
– Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»; учить проговаривать строки стихотворения.
– Дидактическая игра «Помоем руки кукле Кате»; – формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
– Беседа «Как вести себя за столом»; – формирование умения аккуратно кушать.
– Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; – учить детей внимательно слушать.
– Дидактическая игра "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
– Разучивание потешки «Водичка, водичка»; – учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.
– Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.
– Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.
– Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
– Подвижная игра «Зайка серый умывается»; учить детей повторять движения за воспитателем, закреплять навыки умывания.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.
Планирование по образовательным областям
1 |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи |
Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин; Игра – занятие «Купание куклы Кати». |
2 |
Коммуникация |
Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения. |
3 |
Чтение художественной литературы |
К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная». |
4 |
Социализация |
Дидактические игры " Делаем причёску", " «Помоем руки феи Чистоты», " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол", " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка – водичка", «Вымоем куклу в ванне» |
5 |
Труд |
Самообслуживание. |
6 |
Безопасность |
Ситуативная беседа " Как вести себя за столом" |
7
|
Музыка |
Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков, Музыкальная игра «Где же наши ручки» |
8 |
Физическая культура |
Подвижная игра «Зайка серый умывается» Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»" |
9
|
Здоровье |
Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков |
10 |
Свободная деятельность |
Игры и эксперименты с водой. Пальчиковая гимнастика. |
Выполнение проекта:
Понедельник.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Знакомство детей с игровым персонажем «Фея чистоты»
– Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; – рассматривание сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным.
– Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»; учить проговаривать строки стихотворения.
(Приложение №18)
– Дидактическая игра «Помоем руки феи Чистоты»; – формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
(Приложение №2)
Вторник.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Беседа «Как вести себя за столом»; – формирование умения аккуратно кушать.
– Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; – учить детей внимательно слушать.
– Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.
(Приложение №3)
Среда.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение 1)
– Рассматривание принадлежностей личной гигиены; – учить находить предметы по просьбе воспитателя.
(Приложение №4)
– Чтение стихотворений, про средства гигиены; – учить детей внимательно слушать, называть средства личной гигиены.
– Дидактическая игра "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
(Приложение №5)
Четверг.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Беседа «Для чего нужны предметы»; – учить детей узнавать и называть предметы личной гигиены.
– Музыкальная игра «Где же наши ручки»; – создание эмоционального настроения.
(приложение №6)
– Разучивание потешки «Водичка, водичка»; – учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.
(Приложение №7)
Пятница.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Игра – занятие «Купание куклы Кати»; формирование культурно – гигиенических навыков.
(приложение №8)
– Подвижная игра «Зайка серый умывается»; учить детей повторять движения за воспитателем.
(Приложение №9)
Понедельник.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Рассматривание картины " Мама купает Катю"; учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей
– Дидактическая игра " Делаем причёску"; учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
(Приложение №10)
Вторник.
– Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
(Приложение №1)
– Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.
– Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.
Среда.
– Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
(Приложение №1)
– Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"; учить, внимательно слушать, повторять слова за воспитателем.
– Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
(Приложение №11)
Четверг.
– Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
(Приложение №1)
– Чтение стихов о культуре гигиенических навыков; учить, внимательно слушать.
–Дидактическая игра. «Вымоем куклу в ванне»
Цель: Учить называть предметы личной гигиены (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая)
(Приложение №12)
Пятница.
– Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
(Приложение №1)
– Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки. Закрепление.
(Приложение №3)
–Игра–Развлечение " Приключение мыльного пузыря"; доставить радость детям.
(Приложение №13)
– Оформление фотостенда " Будем чистыми и опрятными"
(Приложение №14)
3 –ий этап – Заключительный
– Оформление выставки газеты «Будем чистыми и опрятными»
– Игра – занятие «Купание куклы Кати».
– Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
– Представление проекта педагогам МДОУ №20.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.
Список литературы:
- Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010-304с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
- Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007