Страничка логопеда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта ДОУ».
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗ6ВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Значение артикуляционной гимнастики
для формирования правильного звукопроизношения.
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику.Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.
Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и языка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).
Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.
ЗАЧЕМ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РЕЧИ ЛЕЧИТЬ У НЕВРОЛОГА?
Речь относится к разряду сложнейших психологических функций, и материальной основой её является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование устной речи, а затем навыков чтения и письма. Говоря проще, качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т.е., в конечном итоге, его неврологическим здоровьем.
Как правило, мамочки приходящие на консультацию к логопеду, рассказывают о тяжело протекающей беременности или родах, сообщают, что первые робкие проявления речевой активности у ребенка появились в возрасте 3 лет (или позже).
Здесь можно говорить о недоразвитие речевых зон коры головного мозга в дородовом периоде или их поражении в процессе родов. Нарушение созревания ответственных за речь областей коры головного мозга может возникнуть внутриутробно при недостаточном снабжении данных участков кислородом. Подобное состояние вызывается также вследствие анемии, бронхитов связанных с курением беременной. Задержка речевого развития может возникнуть и в результате воздействия на мозг плода вредных веществ (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, запрещенные в период беременности), появляющихся в организме матери при ранних токсикозах.
Поражение центральных речевых зон в большинстве случаев является следствием родовых травм, в том числе травмы сосудов, обеспечивающих питании мозга. Это вызывает нарушения мозгового кровотока, мозг испытывает дефицит питания кровью, а, значит и кислородом. Высокая степень кислородного голодания (гипоксия), вызывает гибель целых групп нервных клеток.
С чем же связаны нарушения звукопроизношения у детей? Подавляющее большинство отклонений связанно с нарушением работы мышц языка и губ, гортани и мягкого неба, участвующих в артикуляции. Речевые органы в подобном случае не способны выполнить необходимую артикуляционную позу или речевое движение, что приводит к искажению произношения звуков и, как следствие, нарушению формирования фонематических процессов. Очень часто у детей наблюдается боковое, межзубное, губно-зубное произношение звуков, а это говорит о таком нарушении речи, как дизартрия. С точки зрения неврологи дизартрия – это нарушение речи, вызванное поражением ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепно-мозговых нервов, находящихся в нижних отделах стволовой части мозга. Следовательно, речь в данном случае идет о дисфункции мозга на стволовом уровне, и самостоятельное восстановление этой функции невозможно.
Многие родители уверенны, что для достижения результата коррекционной работы достаточно лишь педагогического воздействия. Но, к сожалению, педагогическое воздействие не может привести к норме физиологию мозга. Речевые отклонения не возникают сами по себе, это следствие неврологической патологии. Значительная часть нарушений речи, исключая случаи социальной и педагогической запущенности, возникают как последствии патологических процессов, обусловленных наличием неврологических заболеваний. А это значит, что успех коррекции речи без соответствующего медицинского сопровождения весьма проблематичен; напротив, вовремя организованное лечение, наряду с логопедической коррекцией, вполне могут содействовать как предотвращению, так и устранений различного рода отклонений в формировании устной, а в дальнейшем и письменной речи.
Ответив «да на ряд вопросов вы сами можете
определить есть ли у вашего ребенка
неврологические проблемы.
На первом году жизни малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса? Если да, то не пренебрегали ли Вы их рекомендациями, считая, что «само пройдёт»?
Ребенок засыпает с трудом, часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне?
Отличается шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточится на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем его сверстники?
Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
Быстро стаптывает обувь, при ходьбе косолапит?
Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок прочитанной сказки?
Перед засыпанием ритмично покачивает головой, раскачивает туловище, сосет пальцы, обкусывает ногти, наматывает прядь волос на палец, словом замечен во «вредных привычках»?
Если есть какие-то из этих проблему малыша, не откладывайте
визит к врачу, подробно расскажите, что беспокоит в поведении
ребенка.
Уважаемые родители, помните, что быстро справиться с неврологическими проблемами поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами, как логопед, психолог, дефектолог.
Чтобы подготовить ребенка к школе, а ведь именно к этому мы стремимся в дошкольном возрасте, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему. Чем раньше вы начнете приводить в порядок «нервы» малыша, тем лучше будет результат. Вы сами должны понимать, что происходит с вашим ребенком и серьезно к этому относиться. Порой он бы и рад быть паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Только от вас зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Использование ИКТ в развитии речи
у детей дошкольного возраста»
Подготовил: учитель – логопед
Мамасалиева Р.Р.
Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:
- Компетентность в области компьютерной грамотности
- С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера
- Создание методического банка мультимедийных презентаций и конспектов занятий с использованием ИКТ.
- Использование компьютера должно быть фрагментарным, с соблюдением условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. обязательно соблюдение СанПиНов:
- Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями, которые изложены в письме Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13. Для детей 6 лет работа с компьютером не должна превышать 10 мин, а для детей 7-10 лет- 15 мин.
- Включение в образовательную деятельность игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
- Использование новых моделей компьютера.
- Проведение гимнастики для глаз. Во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
- Важно методически правильно проводить образовательную деятельность, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.
Требования к компьютерным программам ДОО
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность
Онлайн-порталы для детей
Существует множество развивающих
онлайн-порталов для детей, где разработаны специальные компьютерные игры по развитию связанной речи ребенка.
«Мерсибо»
«Играем.ПРО»
«Играемся.ру» и т.д.